Шипот: мир, любовь, рок-н-ролл
В горном поселке сохранился очаг хиппи
Уголок таинственного Закарпатья с водопадом и широкими живописными лугами давно овеян легендами.
В начале девяностых несколько советских хиппи основали здесь своеобразное место паломничества для «детей цветов», а впоследствии и для представителей других субкультур, которые каждое лето собирались в тамошних горах.
Слава о Шипот — остров свободы, где царит мир, любовь и рок-н-ролл, разнеслась странами СССР, превратив этот заповедник, частично и на уникальный туристический объект. Ежегодно желающих увидеть безумие и анархию, что по преданию господствовали на Шипоте, становилось все больше. Говорят, через это основатели, так называемые «олдовые» хиппи, перебрались в другой уголок Карпат, где нашли тишину и покой…
В теплое время года здесь могут побывать до пяти тысяч путешественников — панки, маргиналы, искатели приключений, хиппи и люди, которые просто хотят поиграть в них хотя бы несколько сумасшедших дней.
Кое-кто задерживается на неделю, другие – на все лето. Однако больше всего народа собирается купальской ночи – с шестого на седьмое июля, когда в горах происходит невиданная мистическая феерия. К вечеру в долине разжигают десятиметровую костер, вокруг которого собираются музыканты. Все забываются в неистовом танце, а ночью. сбрасывая одежду, идут купаться в ледяном водопаде.
На Шипот едут «хипповать»
Среди жителей хиповского городка очень много музыкантов и авторов. Фото Ольги Склярчук
Добраться Шипоту не сложно. Со станции Воловец (Воловецкий район Закарпатской области) туда безостановочно курсируют таксисты, которые с ростом популярности горного поселка, значительно раскрутили свой бизнес.
Они будут уверять, что автобусы к Шипоту не ходят, впрочем, все же есть рейсы до соседнего Подобовца, откуда до водопада около трех километров, которые трудно преодолеть и пешком. И если собрать компанию из 7-8 человек, поездка на микроавтобусе обойдется в двадцатку.
Тамошние водители лесоводы и продавцы магазинов хорошо знают и охотно используют слово «хипповать». «Вы хипповали приехали? А надолго?», — часто спрашивают они с довольной улыбкой, словно гордясь своей осведомленностью в таких вопросах.
Местные жители уже давно перестали пугаться странных человек в странном одеянии, даже предлагают им приобрести домашнее молоко и самогон.
Ты откуда? Куда? Есть что выпить?
Палатки в долине размещены небольшими лагерями. Исторически здесь сложилась своеобразная география – резервация, поляна панков и другие достопримечательности. Флаги с названиями городов или символикой определенных группировок помогают отыскать знакомых.
Попав на Шипот без палатки или еды, однако с открытой душой, вы не пропадете. Добрые хиппи накормят, обогреют и обязательно спросят не нужно ли вам «вписаться», что на их языке означает остановиться на ночлег, где вам обязательно предоставят временный кров, еду и теплую, дружескую беседу.
Лица старожилов Шипоту
С самого утра полониной звучат шаманские барабаны, звуки гитары, флейты или дрымбы, или же отдаленное пение. Городок еще находится в полусне.
Кто досматриваемым сновидения просто на траве, другие босиком спускаются до холодного родника умываться. В воздухе тянется дым от очагов, слышен аромат чая из горных трав или завтрака, что кипит в котелках.
Любого незнакомца здесь встречают, как старого друга: «Ты откуда, дружище? Есть что выпить? Да есть немного…», — стандартный диалог, который можно услышать только попав в лагерь. Хотя культурно-развлекательной программы на Шипоте нет, хипповый городок живет своим органическим и интересной жизнью. Сюда приезжают бродячие музыканты и «фаерщики», которые устраивают огненные шоу, художники, а также другие неожиданные народные таланты.
«Работу бросил, жена ушла, дети взрослые — жить на Шипоте…»
Для искателей уникальных историй и баек здесь настоящий клондайк. К тому же беседу можно завести с кем угодно. Обитатели лагеря преимущественно открытые к общению, а незаурядных персонажей здесь, поверьте, хватает. В большом шатре, который называют типи, живет целое семейство — муж с женой и трое детей, младшему из которых не более двух лет. Хозяин по прозвищу Черный построил эту хижину, подобную индейского вигвама, собственноручно. Шатер установлен на нескольких шестах, с отверстием и клапанами наверху, что отапливать его. Дети с матерью здесь бывают преимущественно летней поры, а отец однажды даже провел в типи холодную зиму.
Двигаясь на звуки музыки и красивого вокала, добрался до палатки, где несколько слушателей собрались вокруг харизматичного исполнителя в ковбойской шляпе и потертой кожаной куртке. В активе львовского автора, который называет себя доктором Морфеем — более 40 песен. В каждой композиции — жизнь и невероятно эмоциональная сила. Влюбленность, нежность, разочарование, дерзость, злость, ирония и отчаяние и снова влюбленность… Ощутимо, сколько пережитого за плечами автора. И муж говорит, что на сцену не пускают, хотя в народе его творчество хорошо знают. Во Львове у него есть квартира и работа, и музыкант домой не спешит. «Жена ушла, дети почти взрослые, поэтому ничего не держит.» Говорит, что никуда отсюда не поедет…
Наслушавшись о местную валюту: алкоголь, сигареты или «дурман-зелье», достаю из рюкзака бутылку вина и хочу угостить собеседников.
Однако, как выяснилось, в нашей палатке собрались одни вегетарианцы и трезвенники. Так вот, бывает здесь и такое…
Покидая лагерь с хорошими песнями и теплыми разговорами, где меня накормили кашей и супом, напоили горячим чаем, расставаться действительно грустно… Однако оставлять телефоны или другие контакты даже не хочется. Ведь этих людей можно встретить только здесь, на Шипоте…
Ольга СКЛЯРЧУК