Олесь Санин: Искусство должно давать людям надежду

Олесь Санін: Мистецтво має давати людям надію

Украинское кино все-таки существует. К такому выводу пришли черновчане после просмотра фильма Олеся Санина «Поводырь», допремьерный показ которого состоялся 4 ноября в кинотеатре «Черновцы». Это первый фильм в истории украинской кинематографии, который нужно смотреть не глазами, а сердцем.

Олесь Санин рассказывает, что съемки фильма завершились больше года назад, однако премьеру постоянно переносили. В чем заключались сложности – расспрашиваем режиссера «Поводыря».

— Господин Олесь, почему ленту презентовали только сейчас, а не сразу после съемок?

Мы планировали премьеру в ноябре 2013 года, затем перенесли ее на январь. А в январе никто не смотрел кино, потому что оно было у нас перед глазами, вся съемочная группа была на Майдане. Позже хотели презентовать фильм в марте, но события и в кино, и в реальной жизни стали настолько актуальными, что я понял, что не могу показать свою ленту людям, ведь она разорвет сердце. Я не был готов показать фильм на широких экранах.

Сценарий фильма – это украинская народная дума, только переведенная

— Лента, без сомнения, достойна награды. Вы ее снимали специально для участия в конкурсе?

— Это кино снимали, прежде всего, для людей. Мы хотели, чтобы весь мир узнал об Украине, наш характер, нашу историю. И мы все для этого делаем. Собственно, ленту снимали не для кинофестивалей и призов. Мы шли до массового зрителя, прежде всего, в Украине, а потом уже в мире. Сценарий фильма – это украинская народная дума, только переведена. Это был сложный эксперимент, роковой для современного кино, потому что зритель смотрит фильмы для поглощения попкорна. Этот фильм или обречен на успех, либо на тотальное разрушение и забвение.

— А за «Оскар» бороться будете?

— Когда Джек Паланс – известный американский актер, выходец из Украины Владимир Палагнюк – сказал мне: «Забудь о всех позолоченных человечков – они не из настоящего золота. Пусть тебя не ослепит ничего. Забудь о своих амбициях и держи вокруг себя людей». Это действительно так, однако бороться я буду. Еще никогда с украинским фильмом в Америке не работало серьезное пиар-агентство. У нас уже есть американский прокатчик, который будет заниматься англоязычным миром: Канадой, Австралией, Великобританией. Мы хотим честно войти в эту «профессиональную лигу» и взять что-то. Или статуэтку, или что-то другое – не знаю. Но свой выход на сцену я еще не репетирую (авт., – смеется).

Вы говорите о украинское кино в кинотеатрах. А когда оно появится на телевидении? Ведь российские фильмы запретили, а качественной украинской замены нет.

— Есть много людей, которые хотели бы снимать для украинцев. Глубоко убежден, что российские фильмы – это пропагандистская оружие против Украины, но их запрет– наша слабость. Здесь как с малым ребенком: запретив что-то, ей будет больше этого хотітись и будет казаться, что и конфета на шкафу – что-то стоящее. А это не так. К сожалению, у нас нет пока возможности поставить на это место свой продукт. Выход из ситуации – снимать фильмы совместно со странами, которые умеют это делать. И на уровне партнеров, а не наемников.

— Ваш фильм – история трагической смерти или надежды?

Конечно, картина полна маленьких разочарований: зритель недолюбив вместе с героиней, страдал вместе с кобзарями. Однако финальный эпизод – история про рассвет, про надежду. Ведь даже цветы поворачивают головы к солнцу. Здесь история надежды, а не история смерти. Искусство должно давать людям надежду. «Поводырь» — это мозаика из характеров людей, из которых состоит лицо эпохи.

Яна МАРІЯНЧУК

Комментарии запрещены.

Поиск
Яндекс.Метрика